Главная → Новости театров → 2011 → Ноябрь → 19 Ноября → Ростовский государственный музыкальный театр. ТАТЬЯНИН ДЕНЬ, или ЖЕНИТЬБА ФИГАРО?
Ростовский государственный музыкальный театр. ТАТЬЯНИН ДЕНЬ, или ЖЕНИТЬБА ФИГАРО?
Уникальная премьера оперы Моцарта в Ростовском музыкальном театре
Комический сюжет со множеством действующих лиц, розыгрыши с переодеванием, лицедейство, наполняющие собой «Свадьбу Фигаро» Моцарта пришлись как раз ко двору Лариных, где однажды январским вечером отмечался «веселый праздник именин». Такую оригинальную постановку, пожалуй, самой популярной оперы австрийского гения вынес на суд зрителей Ростовский музыкальный театр вечером 20 и 21 ноября 2011 года (автор видела только второй состав).
Идея объединения моцартовской «Свадьбы Фигаро» и «Евгения Онегина» Чайковского пришла в голову приглашенному
Сегодня удивить публику, искушенную различными вариациями на моцартовский шедевр, очередной сценической версией — задача не простая. В копилку нового тысячелетия уже попала не одна оригинальная российская трактовка оперы. Многие помнят знаменитый спектакль Д. Бертмана в «Геликоне» с престарелыми Графом и Графиней, их замком с табличкой «SALE», бродящими в темноте по партеру героями, Сюзанной с детской коляской, из которой появляется Керубино, исполняющий пародию на приватный танец. Или вариант Новосибирского театра (
А ростовская публика могла видеть «Свадьбу Фигаро» на камерной сцене Музыкального театра весной этого года на выпускном экзамене по оперной подготовке студентов Ростовской консерватории.
Но вернемся к премьере. Безусловно, «стыковка» «Свадьбы Фигаро» и «Евгения Онегина» не произвольна. Вспомним хотя бы, что Чайковский первым сделал перевод либретто Лоренцо да Понте. Есть внутреннее родство двух великих гениев — Моцарта и Пушкина. Прием «театра в театре» в оперном жанре существует довольно давно (вспомним хотя бы «Пиковую даму» Чайковского). Традиция разыгрывать музыкальные представления на балах действительно существовала в дворянском обществе XIX века, и на празднике у Лариных гипотетически могла бы найти себе место. Наконец, что как не бесконечные переодевания является одной из визитных карточек жанра
Представьте себя зрителем, не посвященным в изыски режиссерской фантазии, который, ни о чём не подозревая, пришел в театр на «Свадьбу Фигаро». Занавес… Вместо привычной увертюры Моцарта звучит… знаменитый вальс из третьей картины «Евгения Онегина» под рояль, а вместо цветущих садов солнечной Испании за окном спальни Фигаро и Сюзанны — «на стеклах легкие узоры» русского мороза в белоснежной гостиной Лариных! Понятно, что музыку Чайковского пришлось несколько изменить: из вальса и сцены были вырезаны лишь некоторые фрагменты, переделаны слова, а
Безусловно, наживка что надо! Вы удивлены и уже всецело поглощены многообещающей авантюрой.
Итак, именины Татьяны. Вернувшийся
На сцену выносится большая овальная рама, олицетворяющая зеркало, в которую глядятся по очереди уже перевоплощенные герои, что тоже не случайно. Испокон века зеркало символизировало волшебство, границу между мирами и осуществляло магическую связь отражения и отражаемого. Вот и на наших глазах с его помощью происходят метаморфозы: Ленский превращается в Фигаро (для чего юного поэта пришлось сделать баритоном), Ольга в Сюзанну, Онегин в Графа Альмавиву, Татьяна в Графиню. Ларина становится Марцелиной, Зарецкий — Бартоло, Трике — Базилио, а некие девушка и парень на балу — Барбариной и Керубино.
Волшебство случилось, и под звуки увертюры к «Свадьбе Фигаро» мы попадаем в зазеркалье. Что дальше? Действие двух сюжетов должно развиваться одновременно, с учетом первоначального распределения ролей. И в целом, действительно: роли новые — проблемы старые и их вполне возможно приравнять. Одинокая, позабытая мужем Графиня
По мере развития действия мы практически забываем о том, что это театр в театре. Или герои просто играют себя? Некую схожесть сюжетных линий
Возможность вспомнить о «Евгении Онегине» выдалась лишь в связи с декорациями, хором девушек, дарящих цветы виновнице торжества и разыгранной сценой дуэли. Сначала — в третьем действии, где во время звучания хора на слова «он вам возвращает свободу и честь!» Фигаро бросает белую перчатку Графу (или Ленский — Онегину?), и в финале. На фоне основного действия Бартоло и Базилио (или Зарецкий и Трике?), одетые в черные плащи и цилиндры, выносят дуэльные пистолеты, но герои остаются целы и невредимы. Классический happy and. Зато, под занавес, выстрел поражает забавную статую белоснежного павлина, в результате чего он делает поклон и вызывает веселый смех зала.
На славу постаралась
Во втором акте мы оказались как бы по ту сторону морозных окон — во дворике, где красовались та самая статуя павлина и заснеженные елочки. К слову, именно такую елочку, вместо цветов приволок с собой Садовник, рассказывающий Графу о прыжке Керубино из окна спальни Графини, чем заметно повеселил публику.
Сценическое пространство разделено на несколько планов. Поверх оркестровой ямы справа сооружен помост, который делает сцену более открытой. С левой стороны возведен балкон: в центре и под ним так же развивалось действие, а ближе к кулисе на нем размещался оркестр, прикрытый белой вуалью до начала собственно моцартовской оперы.
Оркестр (
Опера исполнялась на русском языке, хотя во всем мире нормой уже давно принято исполнение на языке оригинала. Но в контексте общего замысла, такое решение не вызывает порицания.
Прекрасно справилась с партией Сюзанны (Ольги) Ольга Макарова: выровненные регистры, приятный тембр, чистота пения, мастерская актерская игра — все в этот вечер в ней было гармонично! Приз зрительских симпатий однозначно достался Надежде Кривуше в роли Керубино. Ее
Хорошо звучали и Елена Кузнецова (Графиня / Татьяна), Евгения Долгополова (Марцелина / Ларина) и Мария Баннова (Барбарина).
С мужскими партиями, к сожалению, все сложилось не так удачно. Роль Фигаро не совсем удалась Тимуру
Что касается актерской игры артистов, то вместо грациозного ловеласа Графа и остроумного, энергичного Фигаро мы увидели нервного ревнивца и ленивца. Актеры оживились лишь в сцене, где становится известно, кто же родители Фигаро. Так, ворчащие реплики «мамаша» и «папаша» Альмавивы вызвали не одну улыбку. Может, это был режиссерский ход, и Онегину с Ленским было совсем не до шуток? Одним из камней преткновения стали и сложнейшие ансамбли, зато с дуэтами солисты справились прилично.
Как с иронией заметил один авторитетный ростовский музыкант, режиссерская идея постановки моцартовской оперы в деревенском имении Лариных
Как бы то ни было, премьера заинтересовала зрителей, и они вряд ли скоро забудут этот безумный Татьянин день!