Благотворительный Фонд им. Л.В. Собинова  поддержки и развития музыкального театра г.Саратов

Николай Шиянов о перспективах и надеждах музыкального театра.

Дата: 14.09.2011

Источник: газета «Репортер»

Если Благотворительный Фонд им. Л. В. Собинова один раз выигрывает президентский грант, это можно считать удачей, счастливым стечением обстоятельств или простой случайностью, но когда это происходит вновь — впору говорить о тенденции. Автор нового проекта — заместитель директора Саратовского академического театра оперы и балета Николай Шиянов — музыкант, композитор, журналист, колумнист, организатор целого ряда камерных и масштабных просветительских проектов. И именно к нему мы отправились выяснить подробности про новый грант.

— В чем идея нового проекта?

— Основная идея нового проекта «Молодость музыкального театра» — объединение в интернет-пространстве молодых людей, которые собираются связать свою жизнь с музыкальным театром. Виртуальное пространство предоставляет вполне реальные возможности. Проект заключается в создании сайта с рабочим названием «Будущее театра», в котором молодые музыканты, хореографы, режиссеры, композиторы, солисты оперы и балета смогли бы заявить о себе и найти единомышленников. В интернете есть социальные сети, есть множество сайтов, объединяющих музыкантов — диджеев, народников, рок-музыкантов, на которых они презентуют себя и свое творчество, общаются, эти странички в поисках новых имен регулярно просматривают представители различных звукозаписывающих компаний. Но сайта такого формата, объединяющего молодые творческие силы жанров музыкального театра — оперы, балета, оперетты и мюзикла, на сегодняшний день нет.

— Какую практическую пользу может принести это сайт?

— К примеру, я молодой пишущий композитор, и нуждаюсь в авторе либретто. Найти хорошего либреттиста очень проблематично. Конечно, в столицах есть именитые опытные авторы, но, во-первых, их труд довольно дорого стоит, а во-вторых, не факт, что они вообще заинтересуются моим предложением. Но велика вероятность того, что молодые либреттисты есть в тех же Новосибирске или Красноярске. Не секрет, что все театры периодически нуждаются в свежих силах. Но если в Москву и Петербург из регионов едет огромное количество молодых людей, то покорять регионы едут на порядок меньшее их число. Хотя во многих провинциальных городах есть оперные театры, есть музыкальные училища. Поэтому и концертным организациям, и музыкальным театрам будет полезно знать, где какие звезды подрастают. И не менее полезно показать себя и молодым артистам. Мы стараемся открыть для всех заинтересованных сторон мир музыкального театра.

— Проект глобальный, что и говорить!

— Это еще не все! Мы не стали ограничиваться созданием сайта, который, кроме несомненного плюса в виде бесплатной регистрации, предоставляет возможность выкладывать фото- и видеоинформацию о себе, оставлять комментарии, голосовать, обсуждать интересные темы. Вообще, проект мы задумывали еще более масштабный, мы хотели провести в Саратове большой фестиваль «Молодость музыкального театра», пригласить на него лучших молодых музыкантов и исполнителей. Этот проект был рассчитан на 2 млн 600 тыс. рублей, в итоге на наш грант сейчас выделено 1 млн 150 тыс. Хотя, надо сказать, психологический барьер в 1 миллион мы преодолели. В прошлый раз мы выиграли 800 тысяч на внутриобластное мероприятие, сейчас речь идет уже о всероссийском размахе. Несмотря на сокращение бюджета мы обязательно планируем очную часть проекта. Так, мы хотим провести конференцию «Будущее театра», на которую соберем молодых людей, заинтересованных в продвижении музыкального театра, и поговорим о том, какой он сегодня, каковы его перспективы, как привлечь туда молодежь. 31 октября на Ленэкспо, на Международном культурном форуме мы будем официально презентовать наш проект, и после этого он будет запущен в жизнь.

— Многие оперные театры сейчас идут на невероятное расширение жанра, чтобы привлечь на свои спектакли молодых зрителей. Чего стоит, например, акробатический шоу-балет «Лебединое озеро» из Гонконга…

— А в Европе? Понять режиссерское решение часто можно, только услышав музыку. Так, страсти «Аиды» в одной постановке кипят на кухне студенческого общежития, где все ходят голыми, действие «Волшебной флейты» в другом театре происходит в каменном веке, и на заднем плане постоянно ходят динозавры. Оперы ставят на заводах, на руинах древних замков, на природе… Чтобы не умереть, жанр стремится к молодежной аудитории и готов на многое. Последнее исследование показало, что средний возраст публики в престижных европейских оперных залах 55–60 лет. Поэтому наш проект направлен именно на привлечение в музыкальный театр новых сил, которые смогут быть интересными новой аудитории.

— Получается, что новый проект продолжает просветительскую направленность проектов предыдущих?

— Да, безусловно. Прежний проект «Музыкальный театр для детей и молодежи села», хотя финансирование было закрыто прошлым годом, продолжается. Мы по-прежнему ездим по области и проводим бесплатно для детей и молодежи культурно-просветительские программы, рассказываем и показываем — что такое театр оперы и балета сегодня. Буквально на днях в Новоузенске прошла виртуальная программа «Экскурсия по музыкальному театру», во время которой юные зрители смогли не только услышать, но и увидеть, как работают артисты балета, как идет репетиция оперы, где делают костюмы, парики, обувь. Эта программа долго готовилась, но успех ее, который в первую очередь выражается зрительским интересом, уже очевиден. Кстати, оказалось, что мы идем правильным путем. На сайтах множества иностранных оперных театров есть ролики о закулисной жизни — Миланский «Ла Скала», Сиднейский опера-хаус и другие.

— Есть ли какой-то видимый эффект от ваших поездок по области? Сохраняется ли интерес к этому проекту?

— Безусловно. Наши зрители, 80 процентов которых впервые видели подобное, не только снимают все наши программы на телефоны, смартфоны и прочие записывающие устройства, они просят автограф у наших артистов, более того, они ждут следующих встреч с нашим театром, встречают артистов с неподдельной радостью. Мы пришли к выводу, что гораздо интереснее и полезнее, оказывается, предварить оперный и балетный номер небольшим вступительным рассказом о том, почему такое долго время эти произведения продолжают оставаться интересными, как они создавались, какая драматургия в них заложена. Если в зале есть проектор — демонстрируем на нем сцены из спектаклей, арии из которых дети слышат со сцены. Такой синтез технологий и искусств вызывает у детей восторг невероятный. Еще один видимый эффект наших поездок — к нам стали звонить и спрашивать, когда в театре будет тот спектакль, фрагменты из которого мы привозили. И это те самые зрители, которые совсем недавно были уверены, что топ-лист классических композиторов возглавляют Пришвин, Твардовский, Билайн и Владимир Владимирович Высоцкий.

— В этом году театр запустил еще один масштабный проект — поэтический конкурс «Музыка слова», который стал своеобразным прологом к XXIV Собиновскому фестивалю…

— Причем, когда мы открывали этот конкурс, он был заявлен как областной, но практически с самого начала стали поступать заявки очень издалека — из Алтайского края, из Новосибирска. Когда участников из регионов стало очень много, конкурс был переквалифицирован во всероссийский. И началась цепная реакция — больше 200 сайтов опубликовали положение о нашем конкурсе и устроили рассылки. Оказалось, в нашей стране недостаток добрых конкурсов. В итоге мы получили больше 2 тысяч заявок из 46 регионов и 10 стран ближнего зарубежья. Поэтов в России и рядом оказалось очень много. Кстати, авторы из бывшего СССР порадовали хорошим литературным языком без жаргонизмов и сленга. Участвовали в конкурсе не только начинающие, самобытные авторы — вполне именитые поэты, в творческом багаже которых несколько сборников, литературные награды, публикации в Европе не посчитали зазорным прислать нам свои произведения. Возраст от 5 до 89 лет, социальное положение — от сотрудников краевых администраций и банкиров до скотниц, трактористов и продавщиц сельмага. Присылали коллективные заявки — семейные, из домов творчества, поэтических клубов, домов престарелых, школ, интернатов, детских садов. Оказалось, что никакой рутиной не задушишь потребность людей в творчестве. 28 сентября в рамках Второго областного музыкально-театрального брейн-ринга пройдет награждение победителей, все финалисты конкурса получат изданный сборник конкурсных произведений «Музыка слова». К слову, часть тиража уйдет в библиотеки, а остальное будет разослано по региональным отделениям Союза композиторов России. Как знать, вполне возможно, некоторые из этих произведений будут когда-нибудь положены на музыку.

— По вашему мнению, насколько востребован будет придуманный вами сайт? Скептики уже много лет прочат списание классических жанров в архив.

— Наоборот, сейчас уже можно говорить о ренессансе оперного и балетного искусства. По крайне мере, в столицах таковой уже начался — очень востребованы публикой сейчас именно классические постановки: «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»… Эти и многие другие спектакли проходят при полных залах. Видимо, зрители уже устали от поисков и экспериментов, хотят вечного и прекрасного. А что касается нашего сайта — это прекрасная возможность заявить о себе, о своем таланте и здоровых амбициях. 6-10-минутный ролик даст представление заинтересованным профессионалам о потенциале артиста, музыканта, хореографа, композитора или режиссера. Мы будем устраивать рассылки по театрам, филармониям, продюсерским центрам, концертным агентствам, публиковать вакансии музыкальных театров. Думаю, ренессанс классического искусства в провинции тоже начинается. Главное сейчас — не спугнуть.