Благотворительный Фонд им. Л.В. Собинова  поддержки и развития музыкального театра г.Саратов

Музыка в самом расцвете сил

25 лет существования — большой срок для любого культурного проекта. Для регионального музыкального фестиваля классической музыки, да еще в не самом успешном экономическом регионе, тем более. В минувший понедельник в Саратовском академическом театре оперы и балета начался юбилейный XXV Собиновский музыкальный фестиваль. Как справедливо отметил губернатор Валерий Радаев, выступая на открытии форума, Собиновский давно «стал подлинным праздником музыки для многих тысяч саратовцев и культурным брендом нашего региона».

За час до начала гала-концерта, открывшего фестиваль, состоялось подведение итогов Первого открытого Всероссийского молодежного конкурса художественных, графических и фоторабот «Будущее музыкального театра». В нем приняли участие 127 молодых художников и фотохудожников России и ближнего зарубежья в возрасте от 5 до 35 лет, которые представили на суд жюри более 270 работ в различных техниках — от растровой графики до обработанной на компьютере акриловой живописи. В жюри конкурса вошли народный художник России Анаталий Учаев, главный художник Саратовского театра оперы и балета, заслуженный художник России Сергей Болдырев, директор театра Илья Кияненко, заместитель директора художественного музея имени А. Н. Радищева Елена Слухаева, известный фотограф (и автор «Взгляда») Юрий Набатов и другие деятели культуры Саратова.

По решению жюри 3-е место было присуждено Светлане Актанаевой (Москва, выпускница РАТИ-ГИТИС, специальность художник-сценограф), 2-е место — Геннадию Скоморохову (выпускник Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, студент РАТИ-ГИТИС), а 1-е место и приз 30 тысяч рублей — студенту Омского государственного института сервиса Ермеку Хапизову. Еще несколько участников конкурса, чьи работы произвели впечатление на жюри, получили специальные дипломы. Выставка работ участников конкурса размещена на третьем этаже театра, в нее вошли 40 произведений финалистов, с которыми теперь могут ознакомиться все зрители спектаклей и концертов Собиновского фестиваля.

На открытии в зале был полный аншлаг, однако приходится признать, что областная полит- и бизнес-тусовка по-прежнему не жалует своим вниманием серьезные культурные мероприятия, если в них не задействованы громкие медийные лица и имена. На открытии Собиновского кроме уже упомянутого губернатора Валерия Радаева и чиновников социального блока зампреда Андрея Россошанского и министра культуры Светланы Краснощековой можно было увидеть начальника ГУ ЦБ РФ по Саратовской области Юрия Зеленского, президента областной Торгово-промышленной палаты Максима Фатеева, руководителей нескольких крупных предприятий области. На концерты с участием звезд классического искусства российского и мирового уровня «элита» собирается более организованно. В прошлые годы бывали случаи, когда на таких выступлениях можно было встретить в холле театра практически весь кабинет министров экс-губернатора Павла Ипатова.

В этот раз звезд не было, а исполняли «всего лишь» уникальные произведения П. И. Чайковского, часть которых либо крайне редко звучат в залах России, либо была впервые исполнена в первоначальных авторских редакциях, которые не представлялись в стране после 1917 года. Большую сцену оперного театра пришлось задействовать на всю ее впечатляющую глубину, поскольку на ней разместились несколько сотен музыкантов — хор и симфонический оркестра театра, Губернский театр хоровой музыки, хор Саратовской консерватории и оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд». Они исполнили «Торжественный коронационный марш» и кантату «Москва», написанные Чайковским для коронации императора Александра III, а также кантату «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого» и торжественную увертюру «1812 год», сочинение которой было приурочено к торжествам по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве и 70-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Как отметил, открывая гала-концерт, директор оперного театра Илья Кияненко, в этом году в рамках фестиваля благодаря финансовой поддержке областного правительства будут представлены сразу три премьеры. «Такого в истории фестиваля не было еще никогда», — подчеркнул Кияненко. Речь идет об опере «Тайный брак» Д.Чимарозы, которая была показана во вторник, а также об опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, которую в театре дадут сегодня вечером, и балете «Дон Кихот» Л. Минкуса.

Юбилей Собиновского — серьезный повод признать тот факт, что этот фестиваль — действительно в чем-то уникальное явление для нашей страны. Он стартовал в далеком 1987 году, когда на дворе еще был «глубокий совок», а Саратов был закрытым городом множества оборонных предприятий, который многие упорно путали с Самарой. Удивительно, но ни перестройка с ускорением, ни последовавшие за ними шоковые реформы «лихих 90-х», которые обрушили серьезную культуру в нашей стране, ни все последующие кризисы, спады, реформы и перемены не погубили Собиновский фестиваль. Экономическое положение Саратовской области в последние годы точно не располагало к существованию подобных проектов, уровень местного бизнеса и его готовность поддерживать серьезные «непопсовые» инициативы, — в общем, тоже. И, несмотря на все это, фестиваль не только сохранился, но и давно стал настоящим событием в жизни жителей Саратовской области и многих ее гостей, которые любят настоящее музыкальное искусство. В этом смысле нельзя не согласиться с губернатором Радаевым, который отметил, что успешная судьба фестиваля — это «свидетельство того, что интерес к музыкальной культуре не утрачен, что зритель ощущает потребность в подлинном искусстве, осмысливающем время и человека, не подвластном сиюминутной конъюнктуре».

Статус оперно-балетного фестиваля Собиновский перерос уже давно, а в последние годы становится очевидным, что фестиваль уже перерос и свою собственную площадку. Хочется верить, что дальнейшее расширение рамок фестиваля и в программно-художественном, и в территориально-географическом смысле, — это тот вызов для его организаторов, воплощение которого будет для них одновременно и интересным, и реалистичным. А за благодарной публикой дело точно не станет.

Источник