Благотворительный Фонд им. Л.В. Собинова  поддержки и развития музыкального театра г.Саратов

ХХV Собиновский музыкальный фестиваль: Начало положено


В Саратове стартовал юбилейный Собиновский музыкальный фестиваль. Второй год знаменитый культурный марафон проходит под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Его афиша составлена из трех премьер Академоперы, которые театр представил на суд зрителя в уходящем сезоне. Речь идет об аншлаговых постановках — опере «Тайный брак» Д.Чимарозы, балете «Дон Кихот» Л.Минкуса. В ближайших номерах «Известий» в Приволжье мы поделимся впечатлениями о приуроченной к фестивалю очередной премьере саратовского оперного — «Мадам Баттерфляй» Д.Пуччини. Это произведение в репертуарах оперных театров появляется нечасто, и прочтение «Чио-Чио-Сан» известным режиссером Мариинского театра Алексеем Степанюком вызвало интерес у саратовцев и гостей нашего города. Помимо этого юбилейная афиша насыщена оперными и балетными спектаклями с участием лучших солистов Москвы, Санкт-Петербурга, Праги, традиционным Конкурсом Конкурсов вокалистов.

Начало фестивалю было положено открытием Всероссийской молодежной выставки по итогам Первого открытого Всероссийского молодежного конкурса художественных, графических и фоторабот «Будущее музыкального театра». В экспозицию выставки вошли 40 произведений финалистов конкурса, объявленного в рамках XXV Юбилейного Собиновского музыкального фестиваля и Всероссийского информационно-образовательного проекта «Молодость музыкального театра».

— В конкурсе приняли участие 127 молодых художников и фотохудожников России и ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия) в возрасте от 5 до 35 лет, — сообщил журналистам директор Саратовского академического театра оперы и балета Илья Кияненко. — География участников конкурса — от Ростова-на-Дону, Майкопа, Сочи до Омска, Иркутска, Новосибирска, Тюмени.

На суд жюри было представлено более 270 работ. «Будущее музыкального театра» было представлено в различных техниках: от растровой графики до обработанной на компьютере акриловой живописи. Особенно своеобычно и полно, по мнению жюри, удалось раскрыть тему студенту Омского государственного института сервиса Ермеку Хапизову. Он и стал победителем. Автор эскиза ориентальных рубашек, этническими костюмами, в которых изображены актеры на его картинах, он символизирует неразрывную связь будущего театра и колоритного народного творчества. Выставка порадовала уникальностью и в то же время многообразием взглядов молодежи на театр будущего.

Непосредственно музыкальная часть Собиновского фестиваля началась с большого гала-концерта, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию Бородинского сражения. Его составили кантатно-ораториальные произведения П. И. Чайковского «по случаю». «Торжественный коронационный марш», кантата «Москва», Торжественная увертюра «1812 год», кантата «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого» были специально созданы композитором для особых государственных торжеств.

Их исполнили Губернский театр хоровой музыки, хор Государственной консерватории имени Леонида Собинова, оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд», солисты, хор и симфонический оркестр театра оперы и балета, дирижер — лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев. Великий Чайковский в письме от 26 марта 1883 года к Н.Ф. фон Мекк, многие годы поддерживавшей его материально, сообщал: «Работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них буду совсем свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны… вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова». «Доля чувства» в исполнении на саратовской сцене этих произведений была настолько велика, что зал в едином порыве с восторгом внимали и выразительным распевным сольным партиям, и брутальному звучанию оркестра. Исполнение кантатно-ораториальных произведений в первый день Собиновского стало доброй традицией и одной из эстетических «фишек» музыкального форума имени Леонида Собинова. В Год Русской Истории они прозвучали особенно актуально.

Источник