Благотворительный Фонд им. Л.В. Собинова  поддержки и развития музыкального театра г.Саратов

XXV Cобиновский: под знаком страсти

Близится к завершению XXV Собиновский музыкальный фестиваль. Его программа была очень насыщенна и удовлетворила эстетические вкусы самых взыскательных меломанов. Разножанровые вечера юбилейного фестиваля объединяла одна общая черта: страсть, которую таит в себе классическая музыка. И эту линию Академопера тонко и точно выдержала на протяжении всего двухнедельного марафона.

Спектакли, симфонии, семинары

С большим успехом у публики прошли две саратовские премьеры уходящего сезона. С интересом зрители наблюдали за коллизиями «Тайного брака». Комическая опера Доменико Чимарозы на либретто Джованни Бертрати о богатом купце Джеронимо, который хочет выдать за графа Робинзона старшую дочь Лизетту, была воспринята с восторгом. Аншлаг был и на балете «Дон Кихот» в постановке режиссера Николая Симонова.

В третий фестивальный вечер на сцене Саратовского оперного властвовал «потаенный гений российской музыки» Галины Уствольской. Былина «Сон Степана Разина», Поэма № 1 для симфонического оркестра, симфония № 3, концерт для фортепиано с оркестром, созданные выдающейся ученицей Дмитрия Шостаковича, позволили публике оценить пронизанный целеустремленностью стиль Галины Уствольской.

— Мы прожили с Галиной Ивановной 45 лет, — рассказал «Известиям» Приволжья вдовец Уствольской Константин Багринин. — Я был ее мужем, секретарем, помощником. Каждый год нашего совместного бытия я старался продлить ее жизнь. Сегодня моя миссия заключается в продлении жизни имени этого глубочайшего композитора. Симфонист редчайшего дара, Галина Ивановна категорически отвергала предложения написать оперу. А однажды один из театров попросил уже готовое произведение Уствольской положить в основу балета «Великая китайская стена». Композитор ответила: «Театр должен быть музеем».

Парафразом этого высказывания стала тема заседания круглого стола в рамках ХХV Собиновского «Будущее музыкального театра». Перед началом дискуссии были подведены итоги Всероссийского молодежного конкурса журналистских работ о деятельности музыкального театра, объявленного Благотворительным фондом имени Л. В. Собинова поддержки и развития музыкального театра. На конкурс было прислано более ста материалов в жанрах рецензии, интервью, репортажа, посвященных музыкальной жизни России. Первое место заняли москвички Полина Стрельник и Наталья Кудлай (победительницы стали обладательницами ноутбуков), второе место досталось Ксении Зюзиной (Железногорск, Красноярский край), «бронзу» жюри присудило Евгении Банниковой (Петрозаводск).

После церемонии награждения все присутствующие приняли участие во Всероссийской дискуссии «Будущее музыкального театра. Фестивальное движение в России». Ведущие музыкальные и театральные критики Москвы и Санкт-Петербурга — Нора Потапова, Григорий Спектор, Валерий Семенов, Ольга Гладкова, победители Конкурса журналистов, студенты и преподаватели Саратовской консерватории имени Л.Собинова обсудили перспективы и пути модернизации музыкального театра России, новейшие течения и тенденции в развитии оперного и балетного жанров. Участники встречи пытались найти магистральную линию развития музыкального театра. Присутствующие сошлись во мнении, что его успешное существование можно обеспечить при воспитании актеров синтетических жанров, омоложении кадров, улучшении материально-технической базы. Много мнений прозвучало по поводу раскрепощения оперной эстетики. Сторонники острых сценических форм высказались за смелый макияж стареющего жанра, их оппоненты — за классическую «стерильность» музыкальных театров. Бесспорен вывод дискуссии: какой бы путь ни был выбран театром, главное — не переступить ту грань, по одну сторону которой «ну просто до нелепости смешно», по другую — скучно.

«Альбинос души» Чио-Чио-Сан

Одним из главных событий фестиваля стала премьера оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини в постановке питерского режиссера Алексея Степанюка. Последний раз самая романтичная опера (по словам самого композитора) была поставлена в 1955 году и с успехом шла на сцене Саратовского оперного более 30 лет. Сам режиссер так характеризует Чио-Чио-Сан: «Я бы назвал Чио-Чио-Сан „альбиносом души“. Она не поддается общим правилам, слишком не вписывается в рамки, как не вписывается в жизнь любое инородное тело, которое по-иному видит мир, по-другому чувствует и отстаивает свои чувства. Она беззаветно любит, и она слепа в своей любви, но в ней намешано много противоположностей. Она может быть жестокой, истеричной — именно эту перемену состояний я и хочу показать в спектакле». Труппа Саратовского оперного с успехом выполнила задачи постановщика. Титульные партии исполнили Ольга Кочнева (Чио-Чио-Сан) и Илья Говзич (Пинкертон). То, что роль Баттерфляй досталась Кочневой, явилось для постановки бесспорным плюсом. Ольга Кочнева не только ведущая сопрано Академоперы, но и сильная драматическая актриса. И заданную музыкой и режиссером перемену состояний (от обжигающей страсти до кроткого обожания и обреченного одиночества) чувствует и исполняет интуитивно и безошибочно. Пинкертон в исполнении Ильи Говзича получился этаким незатейливым Нарциссом, фоном яркого поприща страсти Чио-Чио-Сан. Фон, кстати, стал отдельным действующим лицом саратовской постановки «Мадам Баттерфляй». По задумке Алексея Степанюка художник-постановщик Юрий Устинов придумал для спектакля декорации — раздвижные ширмы. Это темно-изумрудные циновки в японском стиле, которые очерчивают пространство домика Чио в Нагасаки. Они стремительно сдвигаются, словно оберегая уют и душевный комфорт своей нежной хозяйки. И так же стремительно раздвигаются, когда покои посещает Пинкертон. В изображении столкновения агрессивной американской культуры и японского колорита постановщики не скупятся. Когда Пинкертон провозглашает «генеральную линию» своей жизни: срывать цветы, где только можно, — на сцене появляется толпа портовых проституток, девушки в коротких атласных халатиках с изображением американского флага. Но даже не это главный фон спектакля. Устинов мастерски использует видеоряд, сопровождающий спектакль. В первом действии на заднике сцены во время признания в любви мадам Баттерфляй бушует бескрайнее море, как зеркало безудержной душевной стихии, царящей в душе героини. После того как Чио приняла другую веру, море превращается в изображение аквариума — красивого, но искусственного водного мира. Эти видеоиллюстрации чередуются с изображениями огромного мегаполиса, взрывов и клокочущей лавы. Соединение двух разных миров Алексей Степанюк воспроизводит именно как их столкновение, где настоящее, природное отторгается наносным и фальшивым. Спектакль получился очень красивым, волнующим. Хочется верить, что он займет достойное место в репертуаре Академоперы.

«Жизель» из Чехии: «блистательна, полувоздушна»

Одной из добрых традиций фестиваля стало приглашение для исполнения ведущих партий в спектаклях столичных артистов. В этом году организаторы пошли дальше. Так, в балете А.Адана «Жизель» выступили солисты Пражского государственного балета Зузана Хвиздалова и Ульви Азизов. Эта пара является ведущим дуэтом чешской труппы. Поэтому при вливании «новой крови» саратовская"Жизель» задышала по-новому. Корреспонденту «Известий» в Приволжье удалось узнать у артистов об их впечатлениях от Саратова и театра. — Я благодарен организаторам фестиваля за то, что они меня пригласили, — признался Ульви Азизов. — В наши дни очень сложно провести фестиваль, тем более такой масштабный. На моем счету это далеко не первый концерт, не первые гастроли, я выступаю часто. Но здесь такой уровень — и педагоги, и администрация работают на очень высоком уровне. Эта сцена действительно доказывает, что Собиновский фестиваль является одним из главных культурных событий России. Для меня это очень приятно.

— Рада, что предоставилась возможность станцевать в Саратове Жизель, — говорит Зузана Хвиздалова. — Мой педагог Хана Волочилова училась в Вагановском училище. Она ученица Дудинской. И поэтому традиции русского балета мне известны. Особенно приятно, что саратовцы увидят в моем исполнении романтический образ. Ведь романтики сейчас не очень популярный тип людей. Но на них держится мир.

Полный рукоплещущий пражским артистам зал подтвердил справедливость этих слов. Впереди — подведение итогов Конкурса Конкурсов, гала-концерт лауреатов. Подведение итогов XXV Собиновского музыкального фестиваля — в ближайших номерах «Известий» в Приволжье.



Источник