Благотворительный Фонд им. Л.В. Собинова  поддержки и развития музыкального театра г.Саратов

Юрий Кочнев: «Бренд не появляется сам собой»

Собиновский фестиваль продолжает прирастать новыми проектами

Фестивали в наше непростое время — единственный способ творческого общения российской театральной и музыкальной братии. С другой стороны, оптимальная фестивальная стратегия способствует повышению авторитета региона на культурном пространстве страны. В качестве примера можно привести, например, Казань с ее международными Шаляпинским оперным и Нуреевским балетным фестивалями, Пермь, которая вообще замахнулась на титул культурной столицы, и, конечно, Саратов, где на базе академического театра оперы и балета вот уже четверть века проходит знаменитый Собиновский музыкальный фестиваль.
В Саратовском оперном театре регулярно рождаются имеющие российский масштаб творческие проекты, которые поддерживаются на самом высоком уровне, в том числе президентскими грантами. Несколько таких проектов было реализовано и на нынешнем, XXV Собиновском фестивале. Об оперных и симфонических премьерах фестиваля мы рассказали в «С.И." за 15 июня. Публикуемый материал — об эксклюзивных проектах, которые отличают Собиновский фестиваль от других аналогичных акций.

Конкурс конкурсов вокалистов

Это соревнование проводится в рамках Собиновского музыкального фестиваля с 1999 года. Оригинальность замысла состоит в том, что в нем участвуют только молодые певцы, уже завоевавшие лауреатские звания на других конкурсах. Число участников всегда составляет двенадцать человек. Их отбирают без предварительного прослушивания — по присланным «досье». Обычно на Конкурс конкурсов поступает более шестидесяти заявок, при этом саратовские певцы к участию в нем не допускаются, а в жюри, возглавляемом маэстро Юрием Кочневым, входят только местные знаменитости — профессора консерватории и ведущие солисты театра. Это обеспечивает максимальную справедливость оценок: на конкурсе нет ни педагогов, ни их учеников, никто никого не знает и не заинтересован оказывать кому-либо поддержку. Поэтому и репутация саратовского Конкурса конкурсов достаточно высока. Можно вспомнить, что в 2007 году его дипломантом стала солистка Самарского театра Ирина Янцева.
Из двенадцати участников нынешнего конкурса было пять женщин — четыре сопрано и одно меццо-сопрано, и семь мужчин — по три тенора и баритона и один единственный бас. Дефицит этого почитаемого исконно русским типа голоса в последние годы остро ощущается и на самых престижных конкурсах, и в оперных труппах — самарская не исключение. В саратовском Конкурсе конкурсов принимали участие представители России, Белоруссии, Украины и Китая. Российские певцы приехали из Петрозаводска, Улан-Удэ, Астрахани, Красноярска, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. В большинстве своем это победители именных вокальных конкурсов, число которых стремительно возрастает. Это конкурсы имени Штоколова (Санкт-Петербург), Гмыри (Киев), Линховоина (Улан-Удэ), Петрусенко (Херсон), Михайлова (Чебоксары), Барсовой (Сочи), имени Глинки (Москва), а также европейских Bella voce, имени Дворжака (Чехия, Карловы Вары), имени Каллас (Греция, Афины) и Бельведер (Австрия, Вена).
На саратовском конкурсе за первую, вторую и третью премии, которые присуждаются в обязательном порядке, а также за три лауреатских диплома участники — мужчины и женщины соревнуются на равных.
Два тура конкурса — это два гала-концерта. В первом туре конкурсанты исполняли камерный репертуар — русский и зарубежный классические романс и народную песню на языке своей страны — номер, который, пожалуй, лучше всего удавался конкурсантам. Любопытно, что в конкурсных программах только двух участников отсутствовали произведения Чайковского. Оперный тур шел в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением главного дирижера Пермской оперы Валерия Платонова.
По результатам двух туров лауреатом первой премии стал солист Красноярского театра оперы и балета баритон Андрей Силенко. Вторую премию получила солистка Музыкального театра Республики Карелия сопрано Надежда Павлова, третью — тенор из Белоруссии Владимир Дмитрук — студент четвертого курса Санкт-Петербургской консерватории.
Дипломантами стали две сопрано — аспирантка Московской консерватории Евгения Душина и солистка Донецкой филармонии Оксана Носатова, а также солист Минской оперы баритон Илья Сильчуков. Впервые на саратовском конкурсе был присужден приз зрительских симпатий — недельный тур в Париж с посещением театра Grand Opéra. Этот роскошный подарок также достался Андрею Силенко.

Выставка
«Будущее музыкального театра»

В дни нынешнего юбилейного Собиновского фестиваля в оперном театре экспонировалась выставка финалистов первого открытого всероссийского молодежного конкурса художественных, графических и фоторабот «Будущее музыкального театра». В конкурсе приняли участие более 120 молодых художников и фотографов со всех уголков России и из Ближнего зарубежья. Они представили на суд жюри более 270 выполненных в самых разных техниках работ, из которых четыре десятка были отобраны для финальной выставки. Среди этих работ оказались и свидетельствующие о зрелом творческом мышлении авторов и раскрывающие их неординарное видение будущего российского театрального процесса. Победителем конкурса жюри единогласно признало Ермека Хапизова — студента Омского института сервиса по специальности «Дизайн костюма», который представил оригинальную, основанную на национальных традициях работу «Ближний Восток. Рубашки».
На фестивале подвели итоги еще одного открытого Всероссийского молодежного конкурса — журналистских работ, посвященных творческой деятельности музыкальных театров России. Его фавориты — молодые журналисты из Нижнего Новгорода, Сыктывкара и других российских городов приняли участие в семинаре молодых критиков оперного театра, который совместно с Союзом театральных деятелей России традиционно проводится в дни Собиновского фестиваля.
Оба конкурса являются акциями предложенного театром информационно-образовательного проекта «Молодость музыкального театра», на реализацию которого получен специальный президентский грант. В рамках этого проекта в дни фестиваля прошел также дискуссионный круглый стол о сегодняшних проблемах и будущем музыкального театра. В дискуссии приняли участие ведущие музыкальные и театральные критики, искусствоведы и финалисты молодежного журналистского конкурса.
Разнообразные, в чем-то противоречивые предложения и пожелания, которые были высказаны участниками дискуссии, можно свести к следующему. Театр нуждается в новых подходах и режиссерских новациях при постановке опер. Не разрушая их музыкальной структуры, в спектакли можно вкладывать новое содержание. Для работы в театре необходимо привлекать молодежь, использовать новые технологии, в том числе и пиара, современный менеджмент. Нужно по-новому готовить певцов, повышать их культуру, обучать языкам, делая конкурентными на европейском и мировом уровнях: старая вокальная школа не во всем соответствует современным требованиям по культуре и технике вокала и артистизму. При этом не следует забывать и о традициях прошлого. Существуют границы этики. Театр не должен прикидываться нищим. Художникам-творцам нельзя ничего навязывать, а у них самих не должно быть никакой, даже внутренней цензуры.
Опера и балет всегда являлись «королевскими» жанрами, их заказчиками были правители. Сейчас нет социального заказа на оперу. Новые демократические слои заказывают новую музыку. Современный театр требует скандала.

От первого лица

Слово маэстро

В заключение — эксклюзивное интервью, которое дал для нашей газеты художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета, неизменный художественный руководитель Собиновского музыкального фестиваля народный артист России Юрий Кочнев:
«Сегодня бренд Собиновского фестиваля значителен. Однако бренд не появляется сам собой. Когда более 25 лет назад мы замышляли Собиновский фестиваль, никто не знал, что из этого получится, какую силу он наберет. А это действительно огромный временной отрезок. В том виде, как ныне, фестиваль проводится с 1999 года. До этого был традиционный оперный фестиваль, включающий спектакли с гастролерами и даже без премьер. Сегодня фестиваль стал не просто оперным, а музыкальным. Суть в том, что в его программе присутствуют все жанры музыкального искусства, в том числе ораториальные, симфонические и, если можно так выразиться, промежуточные, пограничные жанры: рок-музыка, джаз.
Каждый фестиваль приобретает определенную направленность в зависимости от того, как складывается обстановка, но это всегда многоцветье музыкальных жанров. При этом на каждом фестивале бывает представлено крупное сочинение из тех, которые в мире исполняются чрезвычайно редко. Это созвучно тому или иному периоду жизни страны. В этот раз — Году российской истории. Но и сам Собиновский фестиваль за четверть века стал страницей истории культуры нашей страны.
Слушатели знают: если в фестивальной программе представлено какое-то сочинение, значит, в этом есть особый смысл, что-то необычное, что нужно обязательно послушать, к чему нужно приобщиться. Так было и на нынешнем фестивале. Звучали сочинения Галины Уствольской — автора своеобычного, уникального по своему языку. Нет никакого юбилея композитора, но исполнение ее сочинений на фестивале стало открытием некого пласта нашей музыкальной культуры. Это очень большое дело.
Ничего не происходит на пустом месте. В Саратове есть преемственность культурной традиции. Важный фактор — наличие в городе старейшей — первой открывшейся в российской провинции после Петербурга и Москвы консерватории. Наличие старейших консерваторий каким-то образом влияет на музыкальную атмосферу городов, в которых они имеются. Это Новосибирск, Нижний Новгород и, конечно, Саратов, который в этом плане на первом месте. Саратовская консерватория — не просто учебное заведение, образованное в недрах другого вуза, что сегодня не редкость. Благодаря ей в городе сформировались не только музыкальная традиция и культура, но и взаимная требовательность людей. Должна быть система отсчета, система подлинных критериев. Это дает результаты.
Очень важную роль играет сотрудничество оперного театра с филармонией, консерваторией, с другими творческими коллективами города. Это позволяет осуществлять грандиозные по масштабу проекты».

Источник